Справочная информация о налогообложении отдельных объектов недвижимости

1. Справочная информация: КОГДА ВВЕДЁН НАЛОГ

Налог на имущество организаций, уплачиваемый от кадастровой стоимости, введён с 1 января 2016 года, в соответствии с действовавшим на тот момент Законом Кировской области от 27.11.2003 № 209-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» (утратил силу).

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных видов объектов недвижимости предусмотрены статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.

В настоящее время налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в абзацах втором и третьем статьи 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО«О налоге на имущество организаций в Кировской области», включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень) определяемый уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области – министерством имущественных отношений Кировской области (далее – министерство), на соответствующий налоговый период.

ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Проверить, включен ли объект недвижимости в Перечень, можно на сайте министерства по ссылке.

Всю остальную необходимую информацию по вопросам формирования Перечня можно получить на сайте министерства dgs.kirovreg.ru в графе «Деятельность» – «Информация о формировании перечня объектов недвижимого имущества в целях налогообложения».

2. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы)
и помещения в них независимо от площади, за исключением зданий (строений, сооружений) и помещений, находящихся в оперативном управлении органов законодательной и исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления Кировской области, областных и муниципальных учреждений;

нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Вид фактического использования – один из критериев включения объектов недвижимости в Перечень.

Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному
из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному
из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один
из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее
20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения
в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися
в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания
и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

ЦЕЛЬ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Цель проведения мероприятий по обследованию объектов – определить вид фактического использования конкретного объекта недвижимости.

Порядок формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, налоговая база
в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, и определения вида их фактического использования в целях налогообложения, утвержден Постановлением Правительства Кировской области от 23.05.2022 № 256-П (далее – Порядок).

Мероприятия по определению вида фактического использования объектов проводит уполномоченная комиссия, состав которой утверждается приказом министерства.

Мероприятия проходят с выходом на место (используются документы
и материалы, собранные на месте; данные технической инвентаризации; сведения ЕГРН, фотографии, видеоматериалы и т.д.).

ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Согласно пункту 4.2 Порядка мероприятия осуществляются по заявлению правообладателя о несогласии с включением и (или) невключением объекта
в Перечень
(в случае отсутствия в приложенных к заявлению документах сведений, позволяющих однозначно установить соответствие объекта недвижимого имущества критериям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ), направленному в адрес министерства (610019, г. Киров, ул. Карла Либкнехта, д.69 либо на адрес электронной почты mail@dgs-kirov.ru), либо на основании распоряжения о проведении обследования в случае отсутствия либо неполноты сведений, позволяющих определить назначение, разрешенное использование или наименование зданий (строений, сооружений) и помещений (п. 2.5 Порядка).

Обследование объекта недвижимого имущества, указанного в заявлении об исключении объекта (заявлении о включении объекта), не проводится по следующим основаниям:

в случае поступления заявления об исключении объекта, предусматривающего исключение объекта недвижимого имущества из основного перечня (заявления о включении объекта, предусматривающего включение объекта недвижимого имущества в основной перечень) предыдущих налоговых периодов;

объект недвижимого имущества включен в предварительный перечень в соответствии с безусловными основаниями;

в течение текущего года было проведено обследование объекта недвижимого имущества.

РЕЗУЛЬТАТ

В срок не позднее десяти рабочих дней с даты проведения обследования уполномоченным лицом составляется акт обследования объекта недвижимого имущества.

К акту прилагаются документы, содержащие информацию о назначении, разрешенном использовании или наименовании объекта недвижимого имущества, виде его фактического использования, или их копии, а также материалы фотосъемки и (или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте.

3. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НЕ СОГЛАСНЫ С ВКЛЮЧЕНИЕМ (НЕВКЛЮЧЕНИЕМ) ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ В ПЕРЕЧЕНЬ?

Собственники объектов недвижимого имущества (далее – заявители) в случае несогласия с включением (с невключением) объектов недвижимого имущества в предварительный и (или) основной перечень вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об исключении объекта недвижимого имущества  из предварительного и (или) основного перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, или  с  заявлением о включении объекта недвижимого имущества  в предварительный и (или) основной перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, с приложением следующих документов:

  • копии документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
  • документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление (приказ о назначении руководителя, доверенность или иное) в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;
  • согласия на обработку персональных данных (приложение № 4 Порядка);
  • документов технического или кадастрового учета (технического паспорта, технического плана, кадастрового паспорта) и иных документов о виде фактического использования объектов недвижимого имущества.

В случае подачи заявления об исключении объекта (заявления о включении объекта) лицом, не указанным выше, и (или) представления заявителем неполного пакета документов, заявление об исключении объекта (заявление о включении объекта) остается без рассмотрения, о чем заявитель письменно извещается в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления об исключении объекта (заявления о включении объекта) в уполномоченный орган.

В соответствии с Порядком министерство в срок до 1 апреля текущего года размещает предварительный перечень на официальном сайте министерства.

Заявление об исключении объекта, предусматривающее исключение объекта недвижимого имущества из предварительного перечня (заявление о включении объекта, предусматривающее включение объекта недвижимого имущества в предварительный перечень), может быть подано в уполномоченный орган в срок до 1 ноября текущего года.

Заявление об исключении объекта (заявление о включении объекта), поданное после 1 ноября текущего года, считается поданным в отношении основного перечня на очередной налоговый период.

Заявление об исключении (о включении) объекта из Перечня подлежит передаче уполномоченным органом на рассмотрение межведомственной комиссии  по рассмотрению заявлений (обращений) собственников об исключении (включении) объектов недвижимого имущества из основного и (или) предварительного перечня, утверждаемой распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области.

Заседания комиссии проводятся не реже одного раза квартал.

Комиссия по результатам рассмотрения заявления об исключении (о включении) объекта и прилагаемых к нему документов принимает решение об исключении (отказе в исключении) объектов недвижимого имущества из предварительного и (или) основного перечня (о включении (об отказе во включении) объекта недвижимого имущества в предварительный и (или) основной перечень).

О принятом решении заявитель уведомляется в течение десяти рабочих дней с момента принятия комиссией соответствующего решения.

На основании принятого комиссией решения об исключении (об отказе в исключении) объекта недвижимого имущества из предварительного и (или) основного перечней (о включении (об отказе во включении) объекта недвижимого имущества в предварительный и (или) основной перечни) в срок не позднее двух месяцев с даты оформления протокола заседания комиссии издается распоряжение уполномоченного органа о внесении изменений в распоряжение об утверждении соответствующего перечня.

Решение комиссии и распоряжение министерства направляются в налоговый орган на территории Кировской области и размещаются на официальном сайте министерства.

Заявления направляются в адрес министерства имущественных отношений Кировской области: 610019, г. Киров, ул. Карла Либкнехта, 69, либо на электронную почту: mail@dgs-kirov.ru (справочную информацию по порядку подачи документов можно получить по телефону 49-70-96, 49-70-97).

ЕСЛИ ОБЪЕКТ НЕ ВКЛЮЧИЛИ В ПЕРЕЧЕНЬ НА ТЕКУЩИЙ ГОД

Все выявленные в течение налогового периода объекты, соответствующие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, но не включенные в Перечень по состоянию на 1 января текущего налогового периода, подлежат включению в Перечень на очередной налоговый период. Если в предварительном Перечне отсутствует объект недвижимого имущества, который должен быть включен в такой Перечень, то в случае подачи соответствующего заявления о включении такого объекта Перечень до 1 ноября текущего года он может быть включен в Перечень на текущий налоговый период.

ГДЕ НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ОБЪЕКТА
ИЗ ПЕРЕЧНЯ

Информация об исключении объектов недвижимости из соответствующего Перечня(ей), в том числе в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения, размещается на официальном сайте министерства в сети Интернет (dgs.kirovreg.ru).

ГДЕ ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Получить консультацию можно лично либо по телефону: (8332) 49-70-96
(КОГКУ «Центр земельно-имущественных отношений Кировской области», адрес учреждения: г. Киров, ул. Мопра, д. 113).

Время работы:

пн-чт с 9:00 до 18:00

пт с 9:00 до 16.45

перерыв на обед с 12:30 до 13:15

выходные дни: сб, вс.

На официальном сайте министерства в графе «Деятельность» – «Формирование перечня объектов недвижимого имущества в целях налогообложения» размещена вся информация, касающаяся формирования Перечня.

4. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

Организации Кировской области, являющиеся собственниками объектов недвижимости, или владеющие объектами недвижимости на праве хозяйственного ведения, отвечающими критериям налогообложения по кадастровой стоимости, а также физические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

5. НАЛОГОВАЯ СТАВКА. СРОКИ УПЛАТЫ

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ в отношении вышеуказанных объектов недвижимого имущества

для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по адресу места нахождения на территории Кировской области до начала налогового периода, в котором планируется применение соответствующей налоговой ставки, в 2023 и 2024 годах - 1,5 процента, в 2025 году - 1,6 процента, в 2026 году - 1,7 процента, в 2027 году и последующие годы - 2 процента;

для остальных юридических лиц в 2023 году и последующие годы - 2 процента.

для физических лиц: ставка данного налога определяется в каждом муниципальном образовании (округе, районе, городском округе) в соответствии с решением местной Думы. Например, в соответствии с решением Кировской городской Думы от 25.11.2015 № 42/4 «О налоге на имущество физических лиц» ставка налога  установлена в следующих размерах: 1,5 процента в 2024 году, 1,6 процента в 2025 году, 1,7 процента в 2026 году, 2,0 процента в 2027 году и последующие годы.

Не признаются объектами налогообложения: объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ федерального значения, а также имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба (п. 4 ст. 374 НК РФ); имущество, находящееся в оперативном управлении органов законодательной и исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления Кировской области, областных и муниципальных учреждений(ст. 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области»).

Особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении отдельных объектов недвижимого имущества не распространяются на объекты недвижимого имущества, общей площадью менее 200 квадратных метров, расположенные на территориях сельских населенных пунктов Кировской области (ст. 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области»).

***контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства, а также правильности исчисления налогов, полнотой и своевременностью их уплаты осуществляет Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области.


Версия для печати
© 2012–2025 Министерство имущественных отношений Кировской обл
При полном или частичном использовании материалов ссылка на официальный сайт Министерство имущественных отношений Кировской обл обязательна
Разработано в Дизайн и разработка сайтов «Студия Арт Нэт»