Справочная информация о налогообложении отдельных объектов недвижимости
1. Справочная информация: КОГДА ВВЕДЁН НАЛОГ
Налог на имущество организаций, уплачиваемый от кадастровой стоимости, введён с 1 января 2016 года, в соответствии с действовавшим на тот момент Законом Кировской области от 27.11.2003 № 209-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» (утратил силу).
Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в абзацах втором и третьем статьи 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области», включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень), определяемый уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области – министерством имущественных отношений Кировской области (далее – министерство), на соответствующий налоговый период.
Министерство ежегодно, не позднее 1-го апреля, размещает предварительный перечень
ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Проверить, включен ли объект недвижимости в Перечень, можно на сайте министерства по ссылке.
2. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них независимо от площади, за исключением зданий (строений, сооружений) и помещений, находящихся в оперативном управлении органов законодательной и исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления Кировской области, областных и муниципальных учреждений;
нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Вид фактического использования – один из критериев включения объектов недвижимости в Перечень.
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
ЦЕЛЬ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
Цель проведения мероприятий по обследованию объектов – определить вид фактического использования конкретного объекта недвижимости.
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов проводит уполномоченная комиссия, состав которой утверждается приказом министерства.
Мероприятия проходят с выходом на место (используются документы и материалы, собранные на месте; данные технической инвентаризации; сведения ЕГРН, фотографии, видеоматериалы и т.д.).
ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
Согласно пункту 4.2 Порядка мероприятия осуществляются по заявлению правообладателя о несогласии с включением и (или) невключением объекта в Перечень (в случае отсутствия в приложенных к заявлению документах сведений, позволяющих однозначно установить соответствие их критериям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ), направленному в адрес министерства (610019, г. Киров, ул. Карла Либкнехта, д.69 либо на адрес электронной почты mail@dgs-kirov.ru), либо на основании распоряжения о проведении обследования в случае отсутствия либо неполноты сведений, позволяющих определить назначение, разрешенное использование или наименование зданий (строений, сооружений) и помещений (п. 2.5 Порядка).
Обследование объекта недвижимого имущества, указанного в заявлении об исключении объекта (заявлении о включении объекта), не проводится по следующим основаниям:
в случае поступления заявления об исключении объекта, предусматривающего исключение объекта недвижимого имущества из основного перечня (заявления о включении объекта, предусматривающего включение объекта недвижимого имущества в основной перечень) предыдущих налоговых периодов;
объект недвижимого имущества включен в предварительный перечень в соответствии с безусловными основаниями;
в течение текущего года было проведено обследование объекта недвижимого имущества.
РЕЗУЛЬТАТ
В срок не позднее десяти рабочих дней с даты проведения обследования уполномоченным лицом составляется акт обследования объекта недвижимого имущества.
К акту прилагаются документы, содержащие информацию о назначении, разрешенном использовании или наименовании объекта недвижимого имущества, виде его фактического использования, или их копии, а также материалы фотосъемки и (или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте.
3. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НЕ СОГЛАСНЫ С ВКЛЮЧЕНИЕМ (НЕВКЛЮЧЕНИЕМ) ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ В ПЕРЕЧЕНЬ?
Собственники объектов недвижимого имущества (далее – заявители) в случае несогласия с включением (с невключением) объектов недвижимого имущества в предварительный и (или) основной перечень вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об исключении объекта недвижимого имущества из предварительного и (или) основного перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, или с заявлением о включении объекта недвижимого имущества в предварительный и (или) основной перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, с приложением следующих документов:
- копии документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление (приказ о назначении руководителя, доверенность или иное) в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;
- согласия на обработку персональных данных (приложение № 4 Порядка);
- документов технического или кадастрового учета (технического паспорта, технического плана, кадастрового паспорта) и иных документов о виде фактического использования объектов недвижимого имущества.
В случае подачи заявления об исключении объекта (заявления о включении объекта) лицом, не указанным выше, и (или) представления заявителем неполного пакета документов, заявление об исключении объекта (заявление о включении объекта) остается без рассмотрения, о чем заявитель письменно извещается в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления об исключении объекта (заявления о включении объекта) в уполномоченный орган.
В соответствии с Порядком министерство в срок до 1 апреля текущего года размещает предварительный перечень на официальном сайте министерства.
Заявление об исключении объекта, предусматривающее исключение объекта недвижимого имущества из предварительного перечня (заявление о включении объекта, предусматривающее включение объекта недвижимого имущества в предварительный перечень), может быть подано в уполномоченный орган в срок до 1 ноября текущего года.
Заявление об исключении объекта (заявление о включении объекта), поданное после 1 ноября текущего года, считается поданным в отношении основного перечня на очередной налоговый период.
Заявление об исключении (о включении) объекта в Перечень подлежит передаче уполномоченным органом на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений (обращений) собственников об исключении (включении) объектов недвижимого имущества из основного и (или) предварительного перечня, утверждаемой распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области.
Заседания комиссии проводятся не реже одного раза квартал.
Комиссия по результатам рассмотрения заявления об исключении (о включении) объекта и прилагаемых к нему документов принимает решение об исключении (отказе в исключении) объектов недвижимого имущества из предварительного и (или) основного перечня (о включении (об отказе во включении) объекта недвижимого имущества в предварительный и (или) основной перечень).
О принятом решении заявитель уведомляется в течение десяти рабочих дней с момента принятия комиссией соответствующего решения.
На основании принятого комиссией решения об исключении (об отказе в исключении) объекта недвижимого имущества из предварительного и (или) основного перечней (о включении (об отказе во включении) объекта недвижимого имущества в предварительный и (или) основной перечни) в срок не позднее двух месяцев с даты оформления протокола заседания комиссии издается распоряжение уполномоченного органа о внесении изменений в распоряжение об утверждении соответствующего перечня.
Решение комиссии и распоряжение министерства направляются в налоговый орган на территории Кировской области и размещаются на официальном сайте министерства.
Заявления направляются в адрес министерства имущественных отношений Кировской области: 610019, г. Киров, ул. Карла Либкнехта, 69, либо на электронную почту: mail@dgs-kirov.ru (справочную информацию по порядку подачи документов можно получить по телефону 49-70-96, 49-70-97).
ЕСЛИ ОБЪЕКТ НЕ ВКЛЮЧИЛИ В ПЕРЕЧЕНЬ НА ТЕКУЩИЙ ГОД
Все выявленные в течение налогового периода объекты, соответствующие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, но не включенные в Перечень по состоянию на 1 января текущего налогового периода, подлежат включению в Перечень на очередной налоговый период. Если в предварительном Перечне отсутствует объект недвижимого имущества, который должен быть включен в такой Перечень, то в случае подачи соответствующего заявления о включении такого объекта Перечень до 1 ноября текущего года он может быть включен в Перечень на текущий налоговый период.
ГДЕ НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ОБЪЕКТА ИЗ ПЕРЕЧНЯ
Информация об исключении объектов недвижимости из соответствующего Перечня(ей), в том числе в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения, размещается на официальном сайте министерства в сети Интернет (dgs.kirovreg.ru).
4. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ
Организации Кировской области, являющиеся собственниками объектов недвижимости, или владеющие объектами недвижимости на праве хозяйственного ведения, отвечающими критериям налогообложения по кадастровой стоимости, а также физические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
5. НАЛОГОВАЯ СТАВКА. СРОКИ УПЛАТЫ
НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ в отношении вышеуказанных объектов недвижимого имущества
в 2016-2019 годах – 1 %; в 2020 году – 1,2 %; в 2021 году – 1,4 %;
в 2022, 2023 и 2024 году налоговая ставка устанавливается в размере 1.5% - для юридических лиц, зарегистрированных по адресу места нахождения на территории Кировской области до начала налогового периода, для остальных юридических лиц – 2%.
Не признаются объектами налогообложения: объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ федерального значения, а также имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба (п. 4 ст. 374 НК РФ); имущество, находящееся в оперативном управлении органов законодательной и исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления Кировской области, областных и муниципальных учреждений (ст.3 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области»).
Контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства, а также правильности исчисления налогов, полнотой и своевременностью их уплаты осуществляет Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области.
Версия для печати