?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Расскажите о проблеме
Написать сообщение

Директор департамента государственной собственности Кировской области Павел Валериевич Смертин дал эксклюзивное интервью газете «Вятский край» (№177 от 23.11.2012)

Директор департамента государственной собственности Кировской области Павел Валериевич Смертин дал эксклюзивное интервью газете «Вятский край» (№177 от 23.11.2012)

Директор департамента государственной собственности Кировской области Павел Валериевич Смертин дал эксклюзивное интервью газете «Вятский край» (№177 от 23.11.2012)

«Современный город без аэропорта? Такого уже не может быть!»

Картины на стенах рабочих кабинетов могут вообще ничего не рассказать об их хозяевах. А могут, наоборот, оказаться ценным источником информации. Кабинет главы департамента госсобственности Кировской области Павла Смертина - наверное, второй вариант. Большие фотоснимки старой, начала прошлого века, Вятки (вид на город со стороны Дымкова, Александро-Невский собор, Спасская улица), а самое главное - авторские работы Татьяны Дедовой. На них (специально, кстати, заказанных художнице) - его любимые, признается Павел Валериевич, уголки родного города - здание присутственных мест на набережной, Александровский сад и Вятская гуманитарная гимназия.

Павел Смертин во главе департамента государственной собственности - с июля прошлого года. До этого почти пять лет был заместителем директора департамента. Соглашаясь с тем, что должность ему досталась «расстрельная», говорит, что работать интересно. В интервью для «ВК» Павел Валериевич рассказал о том, что сейчас на слуху: о перспективах аэропорта Победилово, об участках земель для многодетных семей и о системе ГЛОНАСС на автомобилях  как средстве экономии бензина...

Вернется ли городская площадь?

- Если посмотреть на всю госсобственность, которая есть в Кировской области, можно ли назвать «самый дорогой» и, напротив, «самый дешевый» объекты? Интересно: скрепка и лист бумаги на столе чиновника - это тоже госсобственность?

- Скрепка - это не объект, а   предмет, необходимый в работе (нужный для работы), который утрачивает свою ценность в процессе работы. То же самое - с листом бумаги. Госсобственность - это не потребляемые вещи. Это  то, что числится в реестре областного имущества или находится в казне государства. Если же говорить о «самых дорогих» объектах, то, наверное, такими можно считать всё, что является достоянием истории. Например, церковь Иоанна Предтечи 1836 года постройки в селе Рябово. Или здание присутственных мест в Кирове (Динамовский проезд, 4). Это  мой любимый объект, за восстановлением которого  внимательно слежу, часто там бываю. Восстанавливаем и реставрируем здание скрупулезно: утраченные входы, образы, которых тоже практически не осталось. Восстановили камин, который в советское время был переделан в печку. Планируем сделать там  кабинет Салтыкова-Щедрина. Думаю,  что  уже  в  следующем году сможем открыть это историческое здание для общего доступа. А вообще я  за то, чтобы комплекс зданий губернского дома объединить с Александровским парком. Убрать все  старые заборы и туалеты, которые закрывают вид на красивое здание.

- Большая перестройка в районе Александровского сада, о которой говорят в последнее время, и возрождение городской площади на месте стадиона «Динамо» - насколько это вообще реально?

- Это действительно реально. Сейчас делается все, чтобы не допустить появления здесь новой застройки. Дальше будем думать, как быть со стадионом, чтобы вернуть хотя бы часть площади. Комплекс старинных зданий, которые сохранились, строился как раз вокруг площади.

Там, где это можно сделать, исторический вид городу надо возвращать. И, собственно, этим - силами Вятского губернского дома (учредителем которого является Кировская область в лице департамента государственной собственности) - мы и занимаемся. ВГД своими силами, практически не привлекая бюджетных средств (а за счет оборотных и средств, получаемых от аренды), занимается восстановлением исторических объектов.

Опубликован перечень объектов, на которые будут направлены усилия по их восстановлению и сохранению. Увы, многие успели превратиться из жилых домов в коммунальные квартиры. При этом часть квартир приватизирована, и в итоге мы имеем дело со смешанной формой собственности - часть площадей приватизирована, а часть - в муниципальной собственности. Государству невозможно своими руками решить эту проблему по выкупу. Поэтому и создано акционерное общество с государственным участием, которое привлекает к этой работе - по выкупу, восстановлению, реставрации - частных инвесторов. Хотя частнику эта работа пока не очень интересна.

 

Самолет или поезд? Самолет!

- Одна из наиболее обсуждаемых тем, связанных с госсобственностью, - аэропорт «Победилово». Каким все-таки видит правительство области его будущее?

- Все вложения в аэропорт рассматриваются правительством области не столько, как развитие коммерческого предприятия и вывод его в прибыль, а как инвестиции в экономику области, в то, чтобы сделать ее более привлекательной для инвесторов. Сложно представить современный регион России, который не имеет своего аэропортового комплекса. К сожалению, еще недавно кировский аэропорт находился в страшном состоянии, в него абсолютно не вкладывались деньги, 15 - 17 лет не закупалась необходимая техника. Ворох накопившихся проблем огромен. И их решением, и дотированием аэропорта область будет продолжать заниматься дальше. Потому что, повторю, наличие авиасообщения - показатель: современный город или нет. Не было бы аэропорта, не было бы и визитов в город Дмитрия Медведева, Владимира Путина, ряда федеральных министров...

- Сейчас можно попытаться предсказать, когда из Кирова будут летать не только в Москву, но и куда-нибудь за границу?

- Такое будет возможно после завершения реконструкции взлетно-посадочной полосы. И еще - после появления спроса на какое-то конкретно иностранное направление. Но любой маршрут - как внутрироссийский, так и международный - надо «раскатывать». Был опыт «раскатки» рейсов Киров - Санкт-Петербург. Вроде бы все преимущества налицо - либо сутки в поезде, либо два с половиной часа полета (при примерно одинаковой стоимости билета на самолет и купейного билета в поезде). Но, оказалось, очень сложно убедить людей отказаться от уже привычной поездки по железной дороге и каких-то привычных ритуалов, вроде покупки курицы в дорогу. Хотя, мне кажется, количество тех, кто ценит свое время, все-таки растет.

- Еще один вопрос, связанный с Победилово. В Интернете   можно встретить такую распространенную точку зрения, что «сейчас в авиапредприятие вкладываются огромные суммы, а  когда ремонт  закончится, «лакомый кусок» сразу же приватизируют»...

- Правительство  области не планировало и не планирует такой продажи. Мы постараемся сделать все, чтобы не допустить банкротства авиапредприятия: те обязательства, которые «Киров­авиа» берет перед банками, пока выполняются. Кроме того, при сегодняшних проблемах с инфраструктурой желающие купить аэропорт вряд ли найдутся. Партнер или инвестор, готовый вложиться в какие-то объекты, - такое, напротив, возможно. На сегодняшний день нашли инвестора в топливо-заправочный комплекс. Причем инвестор - из списка «Форбс». «ТЗК Аэрофьюэлз». (Группа компаний «Аэрофьюэлз» в 2012 году вошла в список «200 крупнейших частных компаний России». - «ВК»).

Администрация Президента РФ: «Вятка - в числе передовиков»

- Другой  горячей темой стало выделение земельных участков многодетным семьям. Можно ли сейчас подвести хотя бы промежуточные итоги? Жалобы недовольных тем, что им «дали землю у черта на куличках», больше не поступают?

- Не так давно Администрация Президента Российской Федерации провела проверку того, как в Кировской области реализуется соответствующая норма Земельного кодекса. Мы отмечены как один из передовых регионов в этой работе, потому что она налажена достаточно четко - то небольшое количество жалоб, которое было направлено и в адрес президентской администрации, и в адрес губернатора (о формировании земельных участков в заболоченных местностях, в труднодоступных местах или рядом с кладбищами), оказалось все-таки исключением. Это были недоработки муниципалитетов, которые носили точечный  характер. В основном по муниципалитетам работа налажена  хорошо. Я сам объехал ряд деревень и поселков - смотрел, как формируются участки. Могу сказать, что земля готова для предоставления в собственность.

- Сколько семей вообще решили в Кировской области воспользоваться правом на получение земли?

- На начало ноября поступило почти две с половиной тысячи заявлений. Сформированных участков на сегодняшний день - полторы тысячи. Из них около тысячи уже предоставлены. Выдаются разрешения на строительство. По области выдано сорок разрешений.

Мы ожидаем, что всего надо будет предоставить 3204 земельных участка. Конечно, есть некоторые проблемы с самими землями. Но проблемы характерны в основном для крупных городов, где не хватает участков, - Киров, Слободской, Кирово-Чепецк. Сейчас ведем переговоры с федералами по поводу передачи земельных участков, чтобы мы могли увеличить количество земель, вовлеченных в эту работу.

- Пока только выдаются разрешения на строительство. Значит, первый дом по программе еще не только не построили, но и даже не начали строить?

- Реализация закона идет с мая текущего года. Конечно, за такой период ничего не построишь. Но тот факт, что уже сорок разрешений на строительство получено, хороший знак - это подтверждает, что земля не должна уйти на вторичный рынок, чего мы очень опасались. Многодетные семьи действительно получают землю, чтобы улучшить свои жилищные условия. И это хорошо.

 

Продажа аптек. Продолжение следует

- Избавление от непрофильных активов государст­венной собственности - наверное, общемировая тенденция. С чем в ближайшее время придется расстаться Кировской области?

- Мы планируем продолжить продажу аптек государственной аптечной сети. У нас уже был опыт - в 2010-м году продали аптеку №1. Сейчас планируются к приватизации еще две городские аптеки - № 211 и № 68.  В этом году они будут преобразованы в акционерные общества, а в следующем мы собираемся их продать.

Это  вполне логичное решение - продолжение выхода из конкурентного сектора. На тех предприятиях, которые не несут какой-то социальной функции и не обеспечивают реализацию полномочий исполнительной власти, мы просто обязаны это делать. Весь мир идет по этому пути. В чем-то он тяжелый, но абсолютно нормальный и правильный.

- Во время продажи первой аптеки противники такого шага предрекали скачок цен на лекарства. Сейчас подобной опасности нет?

- Что касается роста цен на лекарства... Цены на препараты, предельные наценки устанавливаются государством - от оптовой, закупочной цены. И чем меньше аптека, тем выше цена. Потому что чем больше объем закупок, тем ниже надбавка и, следовательно,  меньше цена.

- Для людей, которые еще помнят СССР, продажа государственного имущества - все равно трагедия и «признак упадка». Что им можете ответить?

- Разгосударствление является глобальным трендом мировой экономики. Мы живем в капиталистической стране, пусть это не все готовы признать. У собственности должен быть хозяин, и хозяин эффективный. Государство, владея какими-то активами, постоянно находится в сложной ситуации. С одной стороны, слышны заявления, что «ничего продавать нельзя», с другой - что «на предприятиях бардак и управление неэффективно». Что ни делай, все равно будет повод для кри­тики.

Все страны шли по этому пути, когда часть государственного сектора переходила в частные руки, когда продавались акции. Это - задел для развития конкуренции, развития самих предприятий, создания новых рабочих мест, увеличения налогооблагаемой базы.

 

Как ГЛОНАСС экономит бензин

- Одно из направлений работы департамента государственной собственности - центр информационных технологий. Как он развивается сейчас?

- С 1 января 2013 года мы передаем ЦИТ в руки нового департамента информационных технологий и связи Кировской области, но все равно будем считать его своим детищем и  продолжим совместную работу - особенно в вопросах, касающихся земли. Мы начали с  создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и учёта объектов недвижимости. Сегодня создаем Геоинформационную систему  для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных, а также связанной с ними информации об объектах. Недавно к нам приезжала делегация из Курганской области, интересовалась нашим передовым (не побоюсь этого слова) опытом. Мы, кстати, и сами изучаем опыт других регионов. То, как у них подобные технологии используются для увеличения налогооблагаемой базы. Действительно, есть интересные вещи, которые могут дать большой эффект.

ЦИТ - площадка, которая сулит массу перспектив. Создание инвестиционных паспортов муниципальных образований,  контроль по защите лесов от пожаров, база данных о водоохранных зонах для согласования места размещения объекта строительства - вот лишь несколько возможностей, которые предоставляет Центр. Кроме того, он действительно эффективен для повышения инвестиционного климата, а значит,  развития области вообще.

- Еще одна космическая технология - ГЛОНАСС на автомобилях парка правительства области... Эффект уже есть? Бензина стало тратиться меньше?

- Да, на базе ЦИТа создана региональная система логистики и мониторинга транспорта. По данным нашего автохозяйства, сокращение пробегов составило около 20 процентов в месяц. Такое же сокращение зафиксировано и по потреблению бензина - оно тоже снизилось на 20 процентов. Эти цифры были зарегистрированы сразу же - машины не сбиваются с маршрута, потому что водители знают, что весь их путь можно отследить и понять, где конкретная машина находилась вчера или позавчера.

Если говорить о том, как снижение количество пробега отразилось на затратах, то получившаяся экономия - около полутора тысяч рублей в месяц. Значит, экономическая эффективность такой меры в год на одно транспортное средство - налицо: порядка 18 тысяч рублей в год.

 

Не о работе. Хотя и о ней тоже

- Наверное, без вопросов «не по работе» тоже не обойтись. Вы учились в Вятской гуманитарной  гимназии. В по­следние годы многие ее выпускники почти сразу после выпускного уезжают в другие города - сначала учиться, потом жить. Почему вы не выбрали такой путь?

- На эту тему я могу говорить много и высказываться довольно жестко. Очень большая масса людей уезжает в Москву или Санкт-Петербург не потому, что не может реализовать себя здесь, а потому, что считает: в столице, не прилагая больших усилий, можно быстро получить всё в одной коробочке. Как в песне «Роднополисов»: «Ах! И я на «Майбахе». Таких чудес не бывает на самом деле. Да, в Москве зарплаты другие, но там и расходы на порядок выше. Я для себя сразу решил - прежде чем куда-то ехать, надо попробовать что-то сделать здесь.

Кстати, 1 сентября  я был в Вятской гуманитарной гимназии. Общались с одиннадцатиклассниками - как раз на тему того, почему люди уезжают из Кирова и почему стоит вернуться, получив в столице высшее образование. По-моему, очень интересный разговор получился.

- Кстати, в ВГГ вашим учителем в свое время был Александр Александрович Галицких, в то время  директор гимназии. Сейчас вы работаете в областном правительстве. Как ощущаете себя в одной команде?

- Считаю, что такая связь, когда люди знают друг друга очень давно, никогда не разорвется. У нас хорошие, товарищеские отношения.  В  правительстве области и  его  аппарате вообще очень много выпускников нашей гимназии (или 29-й школы, как она называлась раньше). И школа чувствуется - ВГГ дает что-то такое, что позволяет понять, где человек учился. Это происходит быстро - почти сразу, после того  как начинаешь разговаривать с человеком.

- Еще один интересный факт из вашей биографии: два года в Ливии, где вы были вместе с родителями. Что первое вспоминается при названии этой страны?

- Ливия - часть детства. Прожил там действительно больше двух лет. Там же пошел в первый класс школы. Учился я на территории посольства. Но наш дом был в обыкновенном районе, соседи - арабы. Все было цивилизованно и спокойно. Ни драк, ни пожаров. Да и диктатуры тоже не было - социализм в чистом виде. Такой, к какому мы шли очень многие годы и к которому не пришли. К Каддафи все относились хорошо. Что неудивительно: люди, только родившись, получали пенсию, причем не маленькую, а такую, на которую можно безбедно жить всю жизнь. И чтобы кто-то из ливийцев бедствовал, я не помню.

Хороший пример - сосед из дома напротив. Его машина всегда стояла рядом с нашей во дворе. Как-то раз с утра он вышел, не смог ее завести, а вечером приехал уже на новой машине. И это был самый обыкновенный человек, такой же, как и все остальные.

- Если закончить разговор все-таки на Вятке, а не на Ливии... Какого объекта госсобственности области не хватает, как вам кажется? Можно даже самый фантастический назвать...

- Назову совсем не фантастический - Александро-Невский собор. Его действительно не хватает - и области, и областному центру. Может ли он быть восстановлен в прежнем виде? Увы, нет. Даже если убрать филармонию, храм на этом месте уже не встанет, потому что не хватит простора - там ведь и других зданий сейчас много. Есть интересный вариант, который обсуждался с городом, - восстановить собор на месте, где сегодня располагается тюрьма. Там бы он очень хорошо смотрелся. В самый раз.

Восстанавливать утраченные церкви нужно. Город был одним из самых красивых в России, и жаль, что столько всего потеряно. Увы, многое потеряли даже не в тридцатые годы прошлого века, а почти перед самой перестройкой. Наверное, пришло время не разрушать, а - возвращать то, что можно вернуть.

 

Михаил СМИРНОВ, "Вятский край"


Возврат к списку

 

Архив новостей



Версия для печати